День светофора

Международный день светофора отмечается 5 августа в честь события, произошедшего в 1914 году. В этот день в американском городе Кливленд появился первый предшественник современного электрического светофора, как устройства для управления дорожным движением. Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал (прообраз современных УЗСП).

Однако, самый первый светофор был изобретён практически за половину века до этого события. Светофор английского изобретателя Джея Найта был установлен возле здания парламента в Лондоне в 1868-м году.

 

Светофор был на ручном управлении и представлял собой конструкцию с набором из двух семафорных стрелок. Стрелка, расположенная горизонтально, означала остановку, а стрелка под углом в 45 градусов – перемещение с особой бдительностью. Ночью стрелки заменялись газовым фонарем, красный сигнал которого означал остановку, а зеленый разрешает дальнейшее движение.

Основной задачей светофора являлось облегчение перемещения пешеходных потоков через проезжую часть.

Проработав три года газовый фонарь в этом светофоре взорвался и после этого светофоров в Европе не было долгое время.

Первый светофор с электрическим питанием был создан в США, Лестер Вайр в 1912-м году разработал светофор с двумя сигналами, соответственно красного и зелёного цвета. Но этот проект не был запатентован.

Первые электрические светофоры

Первым запатентованным электрическим светофором, был как раз светофор конструкции Джеймса Хога установленный в Кливленде, 5 августа 1914-го года. На перекрёстке было установлено сразу четыре светофора помимо сигналов красного и зелёного цвета издававший также звуковой сигнал. Управление системой не было автоматическим, а осуществлялось дежурным полицейским, находящимся в специально построенной вблизи перекрестка стеклянной будке.

Первые привычные нам трехцветные светофоры появились чуть позже, в 1920 году. Появились они практически одновременно на улицах Нью-Йорка, и Детройта.

Такое полезное изобретение, помогающее организовывать дорожное движение, начало распространяться по миру, в Париже электрический светофор появился в 1922-м, в Англии в 1927-м году.

Лондонский светофор конструкции Джея Найта

Один из первых светофоров в СССР 

На территории России, в СССР первый светофор появился в январе 1930 года — на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде. В декабре этого же года автоматический регулировщик установили на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Третьим городом России, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону.

В светофорах устанавливаемых на территории СССР, цвета были перевёрнуты относительно привычных нам — зелёный был вверху а красный внизу. Такое расположение цветов было принято до того момента как в 1959 году СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

​Пешеходные светофоры и усложнение алгоритмов.

В 1960-х годах появились специальные пешеходные светофоры. Изначально они имели прямоугольную форму и состояли из двух секций с лампами, где на стекле красными литерами было написано «стойте», а зелёными — «идите».

К концу 1970-х такие пешеходные светофоры были заменены привычными сегодня моделями с «человечками».

Сами дорожные светофоры за последние семь десятилетий тоже претерпели изменения. Первоначально ими управляли регулировщики, размещаемые на перекрёстках в специальных постовых будках, как описано в стихах про «дядю Стёпу».

К 1970-м годам появилась централизованная система автоматического регулирования светофоров, позволяющая, в частности, делать так называемую зелёную волну

Тогда же появились варианты светофоров где пешеходы могут самостоятельно регулировать работу светофора. Для этого возле регулируемого пешеходного перехода устанавливали пульты с кнопкой, нажав на которую можно переключить светофор для пешеходов на зелёный сигнал, а для транспорта соответственно на красный. 

Светодиоды и современность

В 1990-х технологии производства светодиодов развились настолько, что стало возможно использовать их в качестве источника света в светофорах. До этого, в качестве источника света, в светофорах практически любой конструкции, использовались лампы накаливания.

Но как только производители светодиодов смогли решить две главные проблемы светодиодов — небольшую яркость и высокую стоимость. Буквально за два десятка лет светодиодные светофоры, более надёжные, имеющие небольшое энергопотребление практически полностью вытеснили светофоры на лампах накаливания. И теперь уже классически светофоры на лампах светофоры выглядят диковинкой.

Также использование светодиодов в качестве источника света позволяет проектировать и производить светофоры с табло обратного отсчёта времени или анимированным пешеходом.

За полтора века истории, светофоры из простого газового фонаря превратились в высокотехнологичные устройства в компактных корпусах со сверхяркими светодиодами в качестве источника света, с табло обратного отсчёта времени, управляемые сложными программируемыми дорожными контроллерами. Дополненные повторителями сигнала, и/или кнопками вызова.

Будущее развитие светофоров

Но эволюция светофоров не останавливается, дизайнеры и инженеры работают над новыми вариантами светофоров, а развитие техники позволяет расширить возможности светофоров не только в плане формы и внешнего вида, но и создавать сложные системы организации дорожного движения в которых светофор становится частью умного города.

Современные системы, оснащённые камерами и различными датчиками, с помощью которых можно учитывать загруженность дороги на перекрёстке где светофор установлен и на соседних, погодные условия, и множество других факторов.

В России сегодняшний праздник активно используется сотрудниками ГИБДД, работниками образовательных учреждений и активистами общественных организаций как еще один повод напомнить всем участникам дорожного движения, и в первую очередь — детям, о необходимости строго соблюдать требования правил дорожного движения, ведь ценой самой незначительной ошибки на проезжей части может стать жизнь человека.

Ну и естественно, это профессиональный праздник для нас и наших коллег, всех кто занимается проектированием, производством, продажей, монтажом, настройкой светофоров и оборудования для организации дорожного движения.

This entry was posted by admin on Четверг, 5 августа, 2021 at 00:53 and is filed under Без рубрики . You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.